Интервью с Ириной Овсиенко.

- Как Вы поняли, что конный спорт будет вашей профессией?

- А я до сих пор, наверное, и не поняла (смеется). Просто смирилась с тем, что  это судьба: я много раз пыталась уйти от лошадей, но жизнь тем или другим образом отправляла меня обратно. И я решила, что моя личная миссия – сделать все по максимуму для лошадей, обучая верховой езде людей. ПРАВИЛЬНОЙ езде, терпению, умению «договариваться» с лошадью без применения насилия. Результат работы тренера – это достижения его учеников, а они напрямую зависят именно от этого! Ведь лошадь - это как музыкальный инструмент, и мастерство всадника заключается в умении  настроить этот инструмент так, чтобы он зазвучал, как скрипка Страдивари.  Я не амбициозный человек, и главное для меня – все-таки не медали, а качество езды моих подопечных, а когда при достойном выступлении им удается занимать призовые места, это, конечно же, радостно вдвойне!

 

- Расскажите о Вашей спортивной карьере?

- Она началась на Раменском ипподроме в Подмосковье, куда мы с подругой в 11 лет пришли заниматься к Татьяне Регнер, в то время она была директором школы верховой езды и одновременно тренером по выездке. Через год из учебной группы меня перевели в спортивную - по выездке. С 1977 по 1978 была членом юношеской сборной СССР по выездке, затем юниорской сборной России (1980-1982 гг). Потом была ШВСМ на Центральном Московском Ипподроме, в 1986-ом я решила уйти от лошадей, но судьба снова вернула меня к ним в 1993. Потом был переезд во Францию, и вновь возвращение к лошадям в 1998 году уже во Франции. Там я выполнила квалификацию мастера спорта международного класса в 2007-м и стала членом сборной команды Франции по выездке (2007-2009 гг). Становилась неоднократным победителем и призером национальных и международных соревнований уровня Большого приза и попала в резерв Олимпийской сборной Франции по выездке к Олимпиаде 2008 в Гонконге.

 

- Вы долгое время жили во Франции. Что можете сказать об этой стране?

- Наверное, если бы в моей жизни не было России, моей Родиной стала бы Франция. Это единственная, кроме России, страна, где я чувствую себя абсолютно комфортно.  Я очень люблю Францию и французов, они по темпераменту похожи на нас. В большинстве своем эмоционально лабильные, эрудированные, высокообразованные люди, умеющие дружить, умеющие быть благодарными.

 

- Расскажите о Вашей работе с лошадьми во Франции?

- В 1998 году я попала в Национальную конноспортивную школу Франции (Cadre Noir of Samur) в г. Сомюр, планируя стажироваться у знаменитых мастеров. Однако после общения с главным берейтором полковником Кардом (Colonel Carde, écuyer en chef), мне предложили остаться не стажером, а работать по контракту берейтором.  Первый конь по кличке Барс, попавший ко мне в работу, был моим соотечественником, подаренным российским правительством премьер-министру Франции Алану Жюппе. Никто не возлагал на него никаких надежд, считая его бесперспективным из-за периодической хромоты, отсутствия должных для выездки аллюров, маленького роста и нежелания подчиняться. Мне потребовалось три месяца, чтобы найти с ним общий язык. А потом началась кропотливая работа по подготовке лошади к элементам высшей школы, и когда мне оставалось буквально «дошлифовать» некоторые элементы, из-за досадного стечения обстоятельств (я не смогла во время вернуться из отпуска в России) его у меня забрали для обучения стажёров-иностранцев. Я тогда обиделась жутко, и, доработав по контракту положенное время, в 2000 году ушла в Кавалерийскую школу при МВД Франции, где основная масса спортсменов – конкуристы и троеборцы. Именно там я и получила первый опыт работы с троеборцами, во Франции для них прекрасные условия, круглый год можно работать на улице. Дальше попала в сборную Франции по выездке, за сборную выступала два года, а потом, с 2011 года работала тренером в Школе верховой езды в Страсбурге.

 

- Как Вы попали в сборную Франции?

- Во Франции наши дипломы недействительны, и для того, чтобы работать тренером, а не берейтором, необходимо либо обучаться 3 года, для  подтверждения квалификации, либо выполнить норматив Мастера спорта международного класса и пройти три семинара. Я выбрала второе.

В 2000 году я купила двух лошадей - шестилетнего буденовца Атамана (того самого, которого у меня выкупила Улла Зальцгебер в 2002 году и успешно выступала на нем по Большим Ездам) и трехлетнего русского верхового Байкала, которого я оставила себе,  и в 2006 году начала на нем выступать по Большому призу. В 2007 году вошла в основной состав сборной Франции, была неоднократным призёром и победителем национальных и международных соревнований, резервистом Олимпийской сборной и приобретала бесценный опыт,  работая со своим тренером Аланом Франквилем (Alain Francqueville) и тренером сборной Моникой Теодореску (Monica Theodorescu). Но нужно отдать должное французской школе, я была как и все мы - «умела играть на пианино, но нот не знала» и если бы не Франция, я бы вряд ли выучила эти «ноты»*.

(*имеется ввиду - основы правильной базовой подготовки лошади).


- Как Вы выбираете лошадей? Что важнее для выездковой лошади - движения или какие-то качества характера?

- Важно всё!  Экстерьер, аллюры и равновесие, но важнее всего -  характер и готовность к сотрудничеству.  Бывает, лошадь, как «картинка», шикарно двигается, но абсолютно не готова к сотрудничеству с всадником. А бывает, наоборот, – вроде физически слабее, не такие шикарные движения, но ты чувствуешь в ней такое желание работать и «отдаваться», что это перекрывает все ее недостатки.

Часто молодые талантливые лошади, попав к неопытному тренеру-берейтору,  активно «форсируются»,  и к 7-8 годам начинают терять здоровье или желание работать, и это, конечно, очень обидно!

 

- Есть какие-то особенности подготовки пары всадник/лошадь к соревнованиям по выездке?

- Здесь много нюансов.  Бывает, что лошадь и всадник настолько разные по темпераменту, что нужно потратить много сил и времени, чтобы пара сложилась,  а дальше тактика зависит от целей и задач -  если это всадник высокого уровня,  его подготовка будет сводиться к тому,  чтобы подвести пару к самому ответственному старту на пике спортивной формы. Если это начинающий, неопытный всадник, нужно просто выступать, и желательно - на соревнованиях не очень высокого уровня,  для того чтобы всадник набрался опыта и не потерял веру в себя.  Это как раз тот случай, когда количество переходит в качество.

 

- От чего зависит успех в конном спорте? От своих навыков, от подобранной лошади, от практики, как Вы считаете?

- Очень много зависит от трудолюбия, взаимопонимания и доверия между лошадью и всадником, между всадником и тренером.  Опытный тренер находит педагогические приёмы, которые больше подходят для каждой пары.  Ну и, конечно же, никто из нас не Гуру, иногда приходится сталкиваться со сложными ситуациями, когда не стоит гнушаться возможностью спросить совета у коллег.

 

- Ваши крылатые фразы? Что чаще всего Вы повторяете на тренировках?

- Это нужно моих спортсменов спросить (смеется). Конечно, есть наиболее часто употребляемые, например:  «Пердюмонокль» (фр. perdu monocle) – дословно переводится «потерял монокль», имеется в виду сильное удивление или казус. «Подачка-неберучка» -  когда мои ученики пытаются сделать элемент или переход, не подготовив лошадь. Ещё часто говорю, что «Выездка - это математика!».

 

- На что Вам не хватает смелости?

- Да, наверное, нет такого (задумалась...) Хотя с аквалангом бы ни за что не нырнула, боюсь глубины. И ещё у меня клаустрофобия.

Кстати у меня был случай, меня преследовал ночной кошмар: я в пещере, долго пытаюсь найти из нее выход и все время захожу в тупик. А каждый её "карман", который я нахожу, сужается и не дает мне возможности выбраться.

Однажды я гостила у друзей на Алтае, там мы поехали в горы на лошадях и решили спуститься в пещеру. При спуске случилось несчастье, сорвался наш проводник и сильно рассек себе руку, пытаясь ухватиться за сталактиты. Разрезал себе всю ладонь и сильно повредил сухожилия большого пальца. Медиков никого, кроме меня, с нами не было. Я его там обрабатывала, как на войне: в ручье руку промыла, майку порвала на бинты и простерилизовала в Джине, перевязала. Нам до ближайшей медпомощи было ехать сутки на лошадях! В итоге все закончилось хорошо, но зато после этого случая мой кошмар прекратился.

 

- С кем из великих всадников Вы хотели бы встретиться и пообщаться?

- С Шарлот Дюжардин (Charlotte Dujardin, британская всадница, специализация выездка, трехкратная олимпийская чемпионка. Выступала на лошади Валегро (Valegro). Обладательница всех возможных титулов международных соревнований и всех возможных рекордов, лучшая всадница в своей дисциплине 2010-х годов). Я восхищаюсь ее тактом и чувством лошади. И, ко всему прочему, всадник должен быть очень амбициозным, чтоб достичь такого успеха. Думаю, её спортивная карьера и дальше будет звездной, несмотря на уход Валегро на заслуженный отдых. Она не всадник одной лошади, она очень талантлива. А хороший всадник всегда подстроится под лошадь, не будет пытаться «ломать» лошадь под себя. Безусловно, Валегро - уникальная лошадь, но и Шарлот – уникальный всадник!

 

- Расскажите про Ваших знаменитых спортсменов? Кого Вы сейчас тренируете?

- За время моей работы было подготовлено несколько членов сборной Франции по выездке: Caroline Osmont, Manuela Osmont, Katia Bues, Corinne Scapolo и по троеборью это Dominique Vallerie, Bernard Vaurry (чемпион Франции и неоднократный победитель международных соревнований), Thibault Vallette (бронзовый призёр Чемпионата Европы 2015,обладатель золотой медали в Рио 2016 по троеборью). В 2015 я вернулась в Россию и начала работать на ОУСЦ «Планерная» с членами основного состава сборной команды страны по троеборью - Юрием Шумским (участник Всемирных конных игр в Нормандии 2014, абсолютный чемпион России по троеборью 2016) и Михаилом Настенко астер спорта международного класса, участник Олимпиады 2012 года в Лондоне).

Ну и, конечно же, есть еще мои «юные дарования», которые еще только в начале своего пути, но на которых уже сейчас я возлагаю свои надежды, как тренер по выездке.

 

- Как Вы думаете, что должен попробовать/сделать в своей жизни каждый человек?

- Осуществить свою мечту! Идти к ней, несмотря ни на что.

 

- Чем Вы увлекаетесь помимо лошадей? Есть какое-то хобби?

- Люблю шахматы. Еще очень люблю книги и путешествия.

 

- Это Ваш второй приезд в Киров. Скажите пару слов о конноспортивной базе КП «ВЯТКА»? Ваше общее впечатление о спортивных парах, которые Вы здесь тренируете?

- Правильная езда, правильная работа всадников. У Машиных  спортсменов (тренер Вотинцева Мария) я отметила это у всех!  Это очень радует. Очень! А о спортивной базе (смеется)... Удивляюсь, как вы вообще работаете в таких условиях, в манеже прошлый раз было -18! Все же просто отъявленные фанаты!

 

- Что Вы можете сказать о городе Кирове? Удалось ли посмотреть какие-то достопримечательности?

- Ничего не успела, конечно (смеется). С поезда сразу в манеж, а вечером душ и спать. Видела из окна машины старый центр города, он очень похож на Нижний Новгород. Это пока всё, что успела. Надеюсь, в другой раз обязательно!


 Ирина Овсиенко и Байкал. Чемпионка Франции 2010 г.


 Национальная конноспортивная школа Франции (Cadre Noir of Samur).    


 Ирина Овсиенко и Байкал.


 Михаил Настенко. Олимпийские игры в Лондоне 2012 г.


 Юрий Шумский. Всемирные конные игры в Нормандии 2014 г.


 

  Thibault Vallette. Олимпийские игры в Рио-Де-Жанейро 2016г.